Поиск поТоварам и услугам
КаталогФирм


Не все то золото, что блестит. Или Коротко о техниках золочения древесины.

 Золото в интерьере, подчеркнутое драпировкой штор, теплыми тонами аксессуаров, гармонирующей с ними отделкой стен и аккомпонирующими с ними деталями обстановки, создает богатый ансамбль, в котором имеют значение яркие, блестящие золотом акценты. В этом огромную роль играет позолота мебели.

 Если не углубляться в дебри классификации стилевых направлений в интерьере, то, пожалуй, многие согласятся, что словосочетание «мебель в классическом стиле» вызывает у нас устойчивую ассоциацию с дворцовой культурой Европы. Другими словами, в это емкое понятие невольно включается и мебель эпохи барокко и рококо, и, собственно, мебель эпохи классицизма, то есть середины XVIII века — начала XIX века, и, конечно, изысканная мебель периода наполеоновского правления, вошедшая в историю под названием «ампир».

2

Во многом слияние этих различных по своей сути и хронологии стилистических направлений, зародившихся во Франции и Италии, в единый сплав под всеобъемлющим названием «классика» связано с единым культурным кодом, заложенном в их основе. И барокко, и рококо, и классицизм, и более всех перечисленных ампир в своей основе являются воплощением придворного, парадного, стиля, олицетворяющего собой богатство и роскошь европейских дворцов. Не случайно все эти четыре знаковых направления объединяет один общий знаменатель — использование золота в украшении мебели из массива дорогих пород древесины.

3

Да, разумеется, буйство причудливых форм, резьба и обильное золочение в мебели в стиле барокко эпохи Людовика XIV не идет ни в какое сравнение с изяществом античных форм и легкими акцентами позолоты эпохи французского классицизма при дворе Людовика XVI. Но как бы там ни было именно техника золочения элементов деревянного декора считается сегодня эмблемой так называемого классического стиля, ведь так или иначе на протяжении тысячелетий в культуре человечества золото было и остается символом роскоши и элитарности.

В рамках этой статьи мы рассмотрим основные техники золочения, которые используются в современном мебельном производстве.

4

 Золочение сусальным золотом.

Прежде всего стоит отметить, что это один из самых дорогих видов золочения, поскольку в его основе лежит использование настоящего золота. По сути, сусальное золото — это тончайшие пластины натурального золота от 0,13 до 0,67 микрон толщиной.
Благодаря специально технике обработки металлические листы становятся настолько тонкими, что даже пропускают свет. Самые тонкие пластины используются для золочения предметов интерьера и, в частности, мебели, а те, что толще, могут использоваться даже для наружных работ. Ведь золото является одним из самых устойчивых к внешним воздействиям металлов, поэтому оно не окисляется и не темнеет. Сегодня в продаже можно встретить сусальное золото самых различных оттенков: красное, белое, желтое, а также оранжевое и так называемое лунное золото. Кроме этого, существует, хотя и значительно реже, сусальное серебро. Техника нанесения сусального золота или серебра заключает в себе множество этапов и требует настоящего мастерства и невероятного терпения. Сначала древесина обрабатывается специальными грунтами, максимально выравнивается с помощью шлифовки и покрывается клеящим составом, срок высыхания которого может составлять от нескольких минут до 12 часов.

Затем специальным ножом лист золота извлекается из книжки и перекладывается на подушку, где нарезается согласно размеру деревянной заготовки. После этого специальной кисточкой — лампензелем — фрагмент золота накладывается на подготовленную древесную поверхность и «притаптывается» ваткой или тампоном.

Сложность этой кропотливой работы помимо всего прочего состоит и в том, что мастер не должен прикасаться к поверхности самого золота, а также к рабочим частям инструмента руками, ведь они должны быть совершенно обезжиренными для максимальной адгезии.

5

 Золочение поталью.

Бюджетной альтернативной сусальному золоту является так называемая поталь. По сути, поталь — это имитация сусального золота, выполненная из специальных сплавов недрагоценных металлов (латунная, алюминиевая фольга). Ее преимуществом является более приемлемая цена, а также большее разнообразие оттенков (существует двуцветная поталь, имитирующая окисленный металл, а также поталь под цвет бронзы). Кроме этого, поталь продается в более удобной для мастера расфасовке (листы крупного формата, хлопья и даже рулоны с лентой потали).

Техника работы с поталью, по большому счету, аналогична работе с сусальным золотом, за одним крайне важным исключением, она обязательно требует финишного покрытия в виде лака, поскольку значительно уступает сусальному золоту по своей устойчивости к атмосферным, механическим и даже бактериальным воздействиям. По этой причине поталью можно золотить только предметы интерьера, а не экстерьера.

Как и в случае с сусальным золотом, используя поталь, опытный мастер может добиться различных эффектов золотой поверхности: матовое покрытие, эффект полировки, комбинирование обоих вариантов в рамках одного изделия, а также эффект, достигаемый с помощью так называемого золочения «на водку», в результате которого позолота буквально горит, создавая впечатление, что под тонким слоем позолоты находится еще не менее пары сантиметров цельного драгоценного металла.

6

 Золочение с помощью техники патинирования.

Патинирование, пожалуй, самый широко распространенный в наши дни способ золочения мебели и предметов интерьера. Секрет его популярности в сравнительной простоте и скорости исполнения. В отличие от потали и сусального золота речь идет о жидком составе всевозможных металлических оттенков (красное, желтое, белое, зеленное и даже розовое золото). Он наносится на предварительно подготовленную деревянную поверхность с помощью аэрографа и после высыхания либо закрепляется лаком, либо подвергается дополнительной шлифовке специальной губкой с мельчайшими крупинками абразива. Второй способ особенно популярен среди любителей мебели «с историей», то есть мебели с имитацией легких трещин и потертостей под антиквариат.

Хотя техника патинирования далека от аутентичного золочения, которое передавалось от мастера к мастеру сквозь века, именно она позволила поставить нанесение позолоты на мебель на промышленные рельсы. Кроме этого, когда речь идет об актуальном в наши дни тренде проявления древесных пор в мебельных изделиях, только техника патинирования может дать достойный и быстрый результат.

Для получения дерева в домашних условиях сегодня используются совершенно новые искусственные материалы, которые доступны по цене и сложности обработки даже новичкам и любителям. Речь идет о так называемых восковых пастах для золочения. В своем составе они имеют тонкотертые металлические частицы, смешанные с пастообразным связующим и акриловым пластификатором. Они наносятся на дерево безо всякой предварительной подготовки, достаточно, чтобы поверхность была чистой и сухой. Для нанесения можно использовать спонж, кисть или просто кусочек ткани, ведь паста имеет удобную в использовании кремообразную структуру, которая хорошо ложится как на ровную, так и на резную поверхность деревянного изделия. После обработки зону золочения стоит закрыть защитным лаком.

7